Новости

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА СЕРГЕЯ СОКОЛОВА

В кинешемской картинной галерее работает совершенно нетипичная для нашего города выставка экспериментальной живописи заслуженного художника России Сергея Соколова.

Sokolov07
Sokolov06
Sokolov05
Sokolov04
Sokolov02
Sokolov03
Sokolov01

 По происхождению Сергей Николаевич – коренной кинешемец. Его бабушка даже была потомственной почётной гражданкой города. Однако сам художник, родившись в Кинешме в 1956 году, сразу же переехал вместе с семьёй в Иваново, где окончил школу и художественное училище. После армии он поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на факультет станковой живописи, который окончил с отличием. В настоящее время художник живёт и работает в Ярославле, но, по собственному выражению, постоянно чувствует «генетический зов» из Кинешмы, так что эта выставка была ему на роду написана.

Соколов – художник востребованный и титулованный. В 1987 году он был принят в члены Союза художников СССР, и с тех пор активно участвовал в областных, региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Являлся стипендиатом и дипломантом Союза художников, был награждён почётной грамотой архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия, орденом преподобного Сергия Радонежского III степени и памятной медалью преподобного Тихона Лухского, орденом преподобного Андрея Рублёва II и III степеней, медалью 140-летия основания Туркестанской епархии, юбилейной медалью «700-летия явления Толгской иконы Божией матери», юбилейной медалью Казахстанского митрополичьего округа, золотой медалью Союза художников РФ, почётной грамотой мэра города Ярославля, юбилейной медалью «1000-летия города Ярославля». В 2009 году Сергею Николаевичу было присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации», в 2015 художник стал лауреатом премии А.М. Опекушина в области изобразительного искусства. Станковые произведения Соколова находятся в собраниях Ярославского художественного музея, Музея истории города Ярославля, Ивановского областного художественного музея, Международной федерации Союза художников (Москва), музее Московского архитектурного института, галерее «Александр» (Париж), частных коллекциях России, США, Франции, Германии и других стран. С 1991 года Соколов занимается иконописью, является руководителем иконописной мастерской им. Гурия Никитина.

В Кинешму Сергей Николаевич привёз работы, написанные в 1990-е годы, и в них, как в осколках разбитого зеркала, отражается эпоха хмельных надежд и горьких разочарований. По словам художника, почти все его картины автобиографичны, поскольку он идёт в своём творчестве от жизни, от повседневных наблюдений. «Задача художника, – утверждает Сергей Николаевич, – состоит в том, чтобы показать то, на что другие не обращают внимания». И действительно, от неожиданных открытий голова идёт кругом! Неподготовленному зрителю выставка представляется виде немыслимого нагромождения всевозможных деталей: туалетная бумага на подобие паруса, бутылки (пустые и полные жизни), бельё, плещущееся на ветру, куклы, спящие мёртвым сном, искалеченные игрушки… На многих полотнах изображены родственники и знакомые художника, чаще всего пойманные врасплох, и сам художник – ещё молодой, но уже бородатый – то тут, то там выглядывает откуда-то из зазеркалья.

Искусствовед Л.Л. Юрова отмечает в работах Соколова «точный, мастерский рисунок и открытый, интенсивный, откровенно условный цвет, [создающие] тот зазор, в котором странности жизни оборачиваются искусством – а искусство перетолковывает, присваивает их и переводит в свою систему. <…> В творчестве художника сплавлены мягкая ироничность, интеллектуальная игра и непосредственное восхищение многообразием жизни. Особенно характерны в этом отношении его автопортреты. Соколов часто пишет себя, но остается при этом неуловим: его лицо теряется в отражении зеркал, скрыто в размеренной череде предметов натюрморта или сливается с пышной листвой комнатного цветка… Необычные ракурсы, неожиданные сопоставления предметов, монтажные врезки и использование цитат из иных пластических систем – лубка, детского рисунка, фотографии, - «арсенал» Соколова неисчерпаем. Благодаря этому его творчество обретает новое свойство, оно открыто, разомкнуто и позволяет ощутить жизнь в широком контексте – и предметном, и социальном, и в соотношении с природной средой…»

Своё творчество Сергей Соколов характеризует как реализм с элементами символизма. Пожалуй, к современным работам художника – более строгим и стилистически ясным – это определение и подходит, но в кинешемской картинной галерее мы видим изобразительную эклектику с элементами творческого хулиганства. При желании здесь можно найти отсылки к Марку Шагалу, Энди Уорхолу, Анри Матиссу, Ван-Гогу и Сальвадору Дали. Неудивительно, что у привыкших к классике кинешемцев живопись Соколова вызывает неоднозначную реакцию. И это хорошо! Поскольку искусство должно провоцировать зрителя и вызывать вопросы, а та драматургия, которая при этом разыгрывается между художником, его работой и воспринимающим субъектом во времени и пространстве – и есть суть подлинной культурной жизни человека.

Департамент культуры и туризма Ивановской области
Госкаталог музейного фонда
Оценка качества услуг учреждений культуры
Пушкинская карта
granty_rus-190x50.png
corrupciya.jpg
Госкаталог музейного фонда
Министерство культуры РФ
Оценка качества услуг учреждений культуры
Департамент культуры и туризма Ивановской области
pushkinskaya_karta300x170.jpg
protivodey_corrupciya_150x122.jpg
Гранты России
Год наставника

Copyright © 2018-2024. Все права защищены

ПОИСК