История музея

Здание храма Вознесения Господня. 1930 год

Здание храма Вознесения Господня. 1930 год

Титульный лист трудовой книжки директора музея Е.Т. Сорокиной

Фрагмент экспозиции краеведческого музея. 1950-е годы

Фрагмент экспозиции краеведческого музея. 1950-е годы

Краеведческий музей в 1970-е годы. В центре - историк С.С. Белопухов

Краеведческий музей в 1970-е годы. В центре - искусствовед М.П. Сокольников и краевед С.С. Белопухов

Фрагмент экспозиции ''Кинешма. История и судьбы''. 1990-е годы

Фрагмент экспозиции ''Кинешма. История и судьбы''. 1990-е годы.

Храм Вознесения Господня. В этом здании музей размещался с 1930 по 2010 год.

Современное здание художественного отдела (ул. Комсомольская, д. 30)

Современное здание художественного отдела (ул. Комсомольская, д. 30)

Современное здание исторического отдела (ул. им. Ленина, д. 2)

Современное здание исторического отдела (ул. им. Ленина, д. 2)

1919 – 1930. СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЕЯ

Кинешемский музей основан в 1919 году по инициативе уездного отдела народного просвещения. Изначально он имел статус научно-художественного и размещался в здании бывшего духовного училища на улице Красной (современная улица имени Ленина). Первым заведующим Кинешемским научно-художественным музеем был Николай Иванович Флёров.

9 декабря 1919 года на должность заведующего музеем был назначен П.И. Трунтаев (1873 – 1940) – художник по образованию, бывший преподаватель изобразительных искусств. Особое внимание Павел Иванович уделял просветительской работе. Будучи единственным сотрудником музея, он организовывал выездные выставки, читал лекции и проводил экскурсии. Многие факты из биографии музея удалось восстановить благодаря изучению годовых отчетов, которые Трунтаев аккуратно составлял с 1922 по 1934 год.

В 1922 году музей имел два отдела: естественно-исторический и художественный. Первый основывался на предметах зоологической, ботанической и геологической коллекций, второй был представлен произведениями изобразительного искусства (живопись, гобелены, мебель, изделия из гипса, бронзы, чугуна, серебра, фарфора, фаянса, терракоты, стекла, бисера и кости), национализированными в дворянских усадьбах Кинешемского уезда. Большая часть художественной коллекции попала в музей из усадьбы Николая Павловича Рузского «Студёные ключи».

Экспозиция в те годы строилась весьма архаично: густая, в несколько ярусов, развеска экспонатов по стенам и элементарная раскладка в витринах. Таким образом уникальное музейное собрание превращалось в скучный склад документов, фотографий и предметов. Научно-художественный музей содержался на средства Уездного исполкома, посещение было бесплатным. Известно, что за 1924-1925 годы музей посетило 6597 человек.

В 1928 – 1929 годах музей скитался в поисках подходящего помещения, пока в январе 1930 года не нашёл приют в здании бывшего храма Вознесения Господня. В то время борьба с религией приобрела широкий государственный размах. Православные священники и просто верующие люди подвергались репрессиям, церкви, многие из которых являлись памятниками архитектуры, уничтожались. Подобная участь постигла и древний Вознесенский храм: были снесены купола, уничтожена настенная роспись, разрушены колокольня и ограда, а в самом здании ровно на 80 лет разместился Кинешемский музей. Он был открыт для посещения 20 апреля 1930 года и с тех пор стал именоваться краеведческим.

1930 – 2006. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

В 1932 году П.И. Трунтаев был переведён на работу в архив, а вернувшись в музей в 1934-м, застал его в совершенном развале: «Отдел народного образования за период с 1932 по 1934 год сменил четырех директоров и трёх научных сотрудников, которые не имели достаточного образования, а порой были полуграмотные. Не велась соответствующая документация, никаких актов передачи не делалось, вследствие чего ценности музея были расхищены…». Павел Иванович приложил все силы, чтобы ликвидировать царившую бесхозяйственность. Была проведена работа по составлению инвентарных книг, построено складское помещение. В 1935 году в музее открылось сразу три отдела: «Художественный», «Мироздание. Развитие жизни на земле, происхождение человека» и «Природа нашего края». С 1 марта 1936 года была введена входная плата. Взрослый билет стоил 15 копеек, детский – 10 копеек.

17 октября 1938 года директором музея был назначен В.П. Фомин, но 23 июля 1941 года Приказом №105 по Кинешемскому городскому отделу народного образования освобожден от занимаемой должности «как мобилизованный в РККА». На его место временно была назначена О.Н. Виноградова, затем И.Н. Ларионов. В сентябре 1941 года музей был закрыт в связи с военным положением – Кинешма готовилась к эвакуации. После того как угроза была снята, и советские войска под Москвой перешли в контрнаступление, музей открывается вновь.

1 января 1942 года на должность директора назначается Елена Тимофеевна Сорокина, стараниями которой в годы Великой Отечественной войны «была проведена большая массовая работа и научно-просветительная пропаганда среди населения города». В сравнении с тридцатыми годами посещаемость музея увеличилась в 3,5 раза. Но наряду с положительными моментами в работе музея имелся ряд существенных недостатков: мало внимания уделялось научным исследованиям, в зимнее время помещение отапливалось всего один месяц, из-за тесноты и сырости ценные экспонаты быстро портились. В экспозиционной работе большое внимание уделялось идеологии, выставки были не «живыми», а скорее иллюстративными, выглядели схематично, страдали от обилия научно-вспомогательного материала.

Начиная с 1960-х годов в музее намечаются две генеральных линии развития. С одной стороны, окончательно утверждается историко-краеведческий профиль. Музей называется районным, а позднее – городским краеведческим. С другой стороны, в 1965 году художественная коллекция была выведена в здание бывшего Троицкого собора (1838), а уже в 1969 году кинешемская картинная галерея вошла в состав Ивановского областного художественного музея. В декабре 1993 года картинная галерея была переведена в здание бывшего Дома призрения бедных (1866 г.) с Богородицкой домовой церковью (1908 г.), где принимает посетителей и в настоящее время. Краеведческий музей в 1977 году стал структурным подразделением Ивановского государственного объединенного историко-революционного музея. В 1993 году были открыты новые экспозиции: «Кинешма. История и судьбы» (период эпохи позднего неолита до нач. ХХ в.), «Как у нас, во горенке» (о быте и занятиях крестьян до нач. ХХ в.), «Сказки старого леса» (чучела животных, изготовленные таксидермистами в ХIХ в.), «Жемчужины усадьбы «Студеные ключи» (предметы декоративно-прикладного искусства ХIХ - нач. ХХ вв. из усадьбы Н.П. Рузского). В «Музейной гостиной» посетители принимали участие в литературных, музыкальных и театрализованных действах с участием профессиональных режиссеров, артистов, музыкантов. Объединение картинной галереи и краеведческого музея произошло в 1998 г.

2006 – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

В июле 2006 года музей приобрёл статус областного государственного учреждения культуры и новое название – «Кинешемский художественно-исторический музей». В 2010 году краеведческий отдел был переведён в здание бывшего доходного дома купца И.А. Миндовского (ул. им. Ленина, 26). Однако особняк с удивительной историей и богатой архитектурой оказался непригодным для размещения исторической экспозиции. Зданию требовался серьёзный ремонт, на который не доставало средств. Коллекция была законсервирована и на долгие восемь лет стала недоступной для посетителей.

В 2000-х годах музей принимает активное участие в масштабных экспозиционно-выставочных и научно-практических проектах совместно с музеями разных регионов России: МГВЗ «Малый Манеж» (2000), Московском Доме фотографии (2009 г.), Московском мультимедийном комплексе актуальных искусств (2004 г.), Государственном центральном музее современной истории (2008 г.), Центральном Доме Работников культуры (Москва, 2009 г.), Государственном Русском музее (2011 г.), Музее - усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» (2002-2003 гг.), Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее (2011 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Провинция в контексте истории и литературы» (Тула, 2012 г.) и других.

15 ноября 2016 года – знаменательная дата в новейшей истории Кинешемского художественно-исторического музея. В этот день состоялась передача ключей от нового здания исторического отдела (ул. им. Ленина, 2). До революции в этом доме размещались магазины, ресторан, гостиница «Эрмитаж», с 1915 года – кинешемское отделение Волжско-Камского банка. В советское и постсоветское время здесь работал расчётно-кассовый центр Центрального Банка России, который и предложил здание для размещения исторического отдела музея. Новая краеведческая экспозиция «Кинешемское купечество. Провинциальный стиль» была открыта 18 мая 2017 года. Этот момент обозначил условную границу между историей музея и его современностью.

Департамент культуры и туризма Ивановской области
Госкаталог музейного фонда
Министерство культуры РФ
Оценка качества услуг учреждений культуры
god_teatra_2019.jpg
corrupciya.jpg
Универсиада 2019
Универсиада 2019
Госкаталог музейного фонда
Министерство культуры РФ
Оценка качества услуг учреждений культуры
Департамент культуры и туризма Ивановской области
teatr2019_150x122.jpg
protivodey_corrupciya_150x122.jpg
Универсиада 2019
Гранты России

Copyright © 2018-2019. Все права защищены

ПОИСК